Экономика

Локализация машиностроения – плохо для всех, кроме красных директоров и олигархов

Те, кто поддерживают «локализацию» в пользу отечественного производителя, не знают самых элементарных основ экономики. Это позорище

Теперь с середины 2022 года на государственных тендерах, при закупках свыше 200 000 грн городского транспорта, коммунальной техники, железнодорожного транспорта, продукции энергетического машино- и авиастроения, должен контролироваться порог украинской составляющей в товарах. Сейчас он установлен на уровне 10%. Но он будет ежегодно увеличиваться на 5%, пока в 2028 году не достигнет 40%, и на таком уровне останется до 2032 года.

Почему локализация в машиностроении – не лучшее решение для украинской экономики и бизнеса?

(перепубликация колонки от 23.07.2020 года)

Я просто в шоке от того, сколько адекватных, вроде бы, людей поддерживают «локализацию» в пользу отечественного производителя. Это самое настоящее позорище. Эти люди не знают самых элементарных основ экономики (хотя и предприниматели, а то и «экономисты»).

Не понимают, что:

— Международная торговля обогащает (доказано Девидом Рикардо 200 лет назад и с тех пор многократно подтверждено); а протекционизм, соответственно, уменьшает общественное благосостояние. Попросту говоря, чтобы накормить красных директоров и их последователей, нужно ограбить потребителей, причем грабители получат меньше, чем потеряют ограбленные.

— Когда политик показывает работающий «благодаря его протекционистской политике» завод – он жульничает, потому что выигравших можно показать на камеру, но никому не видны сотни тысяч, а то и миллионы тех, кто в результате этого проиграл. Реку Днепр мы все видим, а как эта вода потом испаряется и попадает обратно к его истокам – только догадываемся.

— «Локализация» в госзакупках означает бОльшие цены, за которые платит не абстрактное «государство» а мы, налогоплательщики (фискальная иллюзия детектед). Причем, что характерно, это часто те же самые люди, которые меня, например, обвиняют в недостаточном рвении за снижение налогов.

— Ваши гривни зарубежному производителю не нужны, они продаются на межбанке. Деньги за импорт идут экспортерам – только не конкретным, а тем, кто в соответствующий день вышел продавать валюту. Так что поддерживая отечественного производителя на внутреннем рынке, политики подрезают ему крылья на внешнем. Самое смешное, когда на завышенный курс гривни жалуются те же, кто призывает к протекционизму.

— А на протекционистские меры другие страны будут отвечать тем же, так что наши экспортеры дополнительно пострадают еще и от «ответки».

То есть, по экономике – всем любителям «локализации» сразу «незачет». Ну, кроме, конечно, тех, кто лично себе что-нибудь мечтает «локализовать». У них есть конкретный экономический интерес, ради него можно и сову на глобус натянуть.

Протекционизм – это всегда защита неконкурентоспособных, то есть неспособных производить продукцию, успешно конкурирующую на рынке. В рыночной экономике такой бизнес must die – не обязательно физически, просто сменить владельца на того, кто умеет делать то, что нужно рынку, а не то, что ему нравится. И умеет это продавать, обслуживать, и т.д.

Если у этих лоббистов продукция конкурентоспособная – пусть честно конкурируют. Если вся проблема, как они говорят, в оплате после исполнения и недостатке оборотных средств, пусть лоббируют факторинговый кредит под госгарантии (все равно плательщик – государство), пусть даже оно само себе компенсирует проценты, так и быть.

Но нет, законопроект написан ради того, чтобы раз и навсегда избавить «отечественное машиностроение» от необходимости вообще конкурировать. В «совке» вот не было конкуренции – и хорошо было, а тут наставили всяких Прозорро, даже нормально договориться нельзя. Это законопроект – позорное анти-Прозорро.

Источник: news.liga.net