Мир

Нужна буферная зона. Влияет ли 5G на самолеты

Американское авиационное управление предупреждает о потенциальной опасности в преддверии запуска по всей стране пятого поколения мобильной связи.

В США поставщики сотовой связи и авиакомпании никак не придут к единому мнению об опасности 5G. Услугу должны были запустить по всей стране 5 декабря прошлого года, но после просьб авиастроительных компаний дату перенесли на 5 января. Теперь запуск снова отложен — до 19 января — по просьбе властей. Авиакомпании опасаются проблем с самолетами, поставщики услуги говорят, что законы физики одинаковы во всем мире, а в других странах пятое поколение связи давно и успешно работает. Корреспондент.net рассказывает подробности.

Опасная близость

Главная проблема состоит в том, что в США сети 5G работают на частоте, близкой к той, которую используют авиационные приборы. Но поставщики услуги уверяют, что никакой опасности нет.
Федеральное авиационное управление (FAA) начало рассылать уведомления, в которых подробно описывается степень потенциального воздействия новой беспроводной услуги 5G на чувствительную электронику самолетов, пишет Reuters.

FAA ведет переговоры с производителями самолетов, авиакомпаниями и операторами беспроводной связи с целью уменьшить влияние новой услуги беспроводной связи, которая должна быть запущена 19 января по всей стране.

Авиационное управление предупредило, что потенциальные помехи могут повлиять на чувствительные приборы самолета.

В начале 2021 года США продали на аукционе компаниям мобильной связи полосу пропускания в диапазоне 3,7-3,98 ГГц, известном как C-диапазон, примерно за 80 миллиардов долларов. Почти весь диапазон выкупили AT&T и Verizon.

В авиационной отрасли радарные высотомеры работают в диапазоне 4,2-4,4 ГГц, и есть опасения в недостаточном промежутке от частот, которые будут использоваться телекоммуникационными компаниями.

Verizon и AT&T столкнулись с давлением со стороны Белого дома, авиакомпаний и авиационных союзов с требованием отложить запуск новой услуги из-за опасений по поводу потенциального вмешательства 5G в чувствительную авиационную электронику, такую как радиовысотомеры.

Радиовысотомеры помогают свести к минимуму риск несчастных случаев или столкновений, давая точные показания расстояния до земли. Показания также используются для облегчения автоматической посадки и обнаружения опасных течений, называемых сдвигом ветра.

Если вкратце, то чем выше частота в спектре, тем больше скорость связи. Поэтому, чтобы получить полную отдачу от 5G, операторы хотят работать на более высоких частотах.

Часть спектра C-диапазона, проданного с аукциона в США, уже использовалась для спутникового радио, но переход на 5G означает, что трафик будет намного больше.

Ассоциации авиационной промышленности США в последние месяцы все больше говорили о своих опасениях, и Федеральное авиационное управление выпустило в ноябре официальное предупреждение о риске помех для полетного оборудования.

AT&T и Verizon в начале января договорились о создании буферных зон вокруг 50 аэропортов, чтобы снизить риск помех. Поставщики услуги также согласились отложить ее запуск на две недели, чтобы избежать противостояния в области авиационной безопасности.

На прошлой неделе FAA выбрало 50 американских аэропортов, в которых будут созданы буферные зоны к моменту запуска операторами новой услуги 5G.

FAA начало публиковать так называемые уведомления о воздушных миссиях в полночь в четверг, 13 января, по местному времени, предлагая подробную информацию о «самолетах с непроверенными высотомерами или нуждающихся в модернизации или замене, которые не смогут совершать посадки в условиях плохой видимости там, где работает 5G».

К 01:00 по восточноевропейскому времени было размещено более трехсот объявлений, в том числе вокруг крупных аэропортов и больниц, где используются медицинские вертолеты.

Во многих объявлениях говорится, что определенные процедуры недоступны, если только FAA не одобрит альтернативные методы «ввиду помех 5G C-диапазона».

Беспроводная связь предоставила дополнительные данные о местоположении передатчика, и Авиационное управление определило, что при первоначальном развертывании 5G самолеты смогут безопасно приземляться в условиях плохой видимости на некоторых взлетно-посадочных полосах без ограничений.

В уведомлениях содержится подробная информация о том, как это повлияет на заход на посадку по приборам в крупных аэропортах. FAA отмечает, что заход на посадку с GPS-навигацией будет по-прежнему возможен в некоторых аэропортах, таких как Майами и Феникс.

Накануне Авиационное управление заявило, что «в ближайшее время предоставит обновленную информацию о расчетном проценте коммерческих самолетов, оснащенных высотомерами, которые могут надежно и точно работать в окружении 5G C-диапазона».

Законы физики

После нескольких лет международных дискуссий Евросоюз в 2019 году установил стандарты для средних частот 5G в диапазоне 3,4-3,8 ГГц. Они были проданы с аукционов и введены в эксплуатацию во многих из 27 государств-членов блока, и никаких проблем пока не возникало.

Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA), которое курирует 31 государство, заявило 17 декабря, что последнее обсуждение касалось воздушного пространства США. «На данном этапе в Европе не было выявлено риска небезопасного вмешательства», — говорится в сообщении.

AT&T и Verizon договорились создать специальные зоны вокруг многих аэропортов США, аналогичные тем, которые используются во Франции, сроком на шесть месяцев.

Федеральное авиационное управление отметило, что спектр, используемый Францией (3,6-3,8 ГГц), находится дальше от спектра (4,2-4,4 ГГц), используемого для радиовысотомеров, чем в Соединенных Штатах, и уровень мощности 5G во Франции также намного ниже разрешенного в США.

Но Verizon заявила, что не будет использовать спектр, расположенный ближе, чем тот, который Франция использует в течение нескольких лет.

В Южной Корее частота мобильной связи 5G составляет 3,42-3,7 ГГц, и с момента коммерциализации 5G в апреле 2019 года сообщений о помехах радиоволнам не поступало.
CTIA, Ассоциация поставщиков сотовой связи США, подала в Федеральную комиссию по связи заявление, в котором сообщает, что «операторы беспроводной связи почти в 40 странах Европы и Азии в настоящее время используют C-диапазон для 5G, при этом не сообщалось о влиянии на радиовысотомеры, которые работают в том же международно обозначенном диапазоне 4,2-4,4 ГГц».

В заявлении также указывается, что «каждый день американские самолеты, на борту которых находятся тысячи граждан США, приземляются в этих странах без происшествий и без выражения беспокойства со стороны FAA или иностранных авиационных регуляторов». «Законы физики в Соединенных Штатах такие же, как в Европе или Азии», — говорят поставщики сотовой связи.

Однако авиакомпании предупредили, что без соответствующего соглашения до 4% ежедневных рейсов могут быть сорваны из-за опасений по поводу безопасности. Группа авиакомпаний предупредила, что есть риск отмены «тысяч рейсов ежедневно».

Генеральный директор United Airlines Скотт Кирби заявил в декабре, что проблему нужно решить официально, иначе в крупных аэропортах США в случае сложных погодных условий, облачности или даже сильного смога заходить на посадку можно будет только ориентируясь на визуальные сигналы.

5G — пятое поколение мобильной связи, которое работает в Южной Корее, Китае и ряде европейских стран — Швейцарии, Великобритании, Италии, Испании, Германии, а также в нескольких городах США.

В Украине первые конкурсы на частоты для связи пятого поколения должны пройти уже в 2022 году, заявил министр цифровой трансформации Михаил Федоров.

Для пользователей основным отличием 5G от уже привычного 4G является скорость передачи данных. Например, видео размером 600 Мб можно скачать примерно за полминуты, а с помощью 4G — чуть больше чем за две минуты.

Еще одно преимущество связи нового поколения состоит в том, что сети могут выдерживать до миллиона устройств на квадратный километр, в то время как с 4G — до 100 тысяч устройств. Это особенно актуально в эпоху интернета вещей, когда к сети подключается все большее количество устройств — от мелкой бытовой техники до автомобилей.

По оценкам компании-разработчика 5G Ericsson, в 2026 году связь 5G будет доминировать во всем мире.

 

Читайте Korrespondent.net в Google News

Источник: korrespondent.net