Технологии

Когда мы взлетим? Нужен ли Украине министр космоса и скоро ли появится украинский Илон Маск

Пока Илон Маск празднует успешный запуск CrewDragon, в Украине размышляют, что делать с собственной космической отраслью.

Например, секретарь СНБО Алексей Данилов анонсировал введение должности вице-премьер-министра по развитию стратегических технологий и инноваций, среди полномочий которого будут и вопросы развития космической отрасли.

Журналист Радио НВ Богдан Амосов в беседе с директором Ассоциации Космос Сергеем Яцковым разбирался, кто в Украине появится раньше: свой Илон Маск или свой министр космоса.

— А нужен ли Украине министр, ответственный за космос?

— [Сейчас] началась именно реформа управления оборонно-промышленного комплекса, и среди других вопросов к нему отнесены вопросы реформирования космической деятельности Украины. На мой взгляд, было бы гораздо эффективнее, если бы вопрос по космической деятельности в Украине координировался отдельно, так как оборона и гражданский космос — это две отрасли, к которым возникает очень много вопросов.

Гражданский и коммерческий космос сейчас более приоритетны, во всем мире распространена тенденция рассмотрения космонавтики как бизнеса. Поэтому, на мой взгляд, следовало бы немного дистанцировать вопросы гражданского космоса и вопросы обороны. Хотя, конечно, они должны пересекаться.

В прошлом году в Украине был принят закон о частных космических компаниях. Этого документа вполне ли достаточно, дабы космическая отрасль в Украине успешно работала?

— Скажу одно: изменения просто катастрофически необходимы, так как законодательному полю, в котором мы работаем, уже более 50 лет по всем различным вопросам. И мы сегодня только пытаемся вывести космическую деятельность в коммерческую сферу, а пока Америка буквально на днях приняла законопроект о том, что намерена осваивать космическое пространство и использовать ресурсы, добываемые на Луне или на астероидах, для коммерческих компаний. То есть мы уже катастрофически отстаем от всего мира. Конечно, эти изменения в законодательстве сейчас крайне важны; и те из них, которые уже внедрены, определенным образом сдвинулись с мертвой точки [процессы] изменений, но этого недостаточно.

Как вы считаете, у нас могут появиться свои Илоны Маски?

— Думаю, они уже есть, они на подходе. Здесь вопрос еще в том, что когда мы говорим про Илона Маска, мы же хотим не именно такого, а хотим, чтобы были такие компании, как SpaceX. Однако нам нужны лидеры. У нас должны быть люди, которые своей индивидуальностью будут стимулировать других вокруг себя и продвигать эту индустрию. Хотя нам нужно все-таки людей еще воспитывать. В Америке это немножко проще, потому что там исторически так сложилось, что духу предпринимательства способствовали на всех этапах развития государства; а у нас все же надо, чтобы пережитки старой системы немножко отошли на задний план. Поэтому [сначала необходимо] разбудить в нас предпринимателей всецело, а уже потом среди них найти космических предпринимателей.

— Коронакризис сильно отразился на украинской космической отрасли?

— Поскольку экономика нашего государства, в частности космическая, и до коронавируса была не в лучшем состоянии, поэтому, безусловно, это дало свой отпечаток. Потому что, с одной стороны, мы получили изоляцию не только каждого человека, но и стран между собой. Впрочем, у нас продолжалось активное сотрудничество с международными организациями и компаниями, и эта изоляция повлияла на то, что временно остановились определенные коммуникативные вещи.

Хотя, с другой стороны, ситуация, которая возникла вообще в мире, подталкивает многих участников мирового рынка космической деятельности к таким выводам, что необходимо все же искать пути для автономного развития. Собственно, в чем заключалась эффективность и производительность SpaceX и Илона Маска? 85% в его производственном плане было замкнуто на себя, он отошел от широкой корпорации. Маск отбирал лучшие решения и большинство из них внедрял именно собственными силами. К этому выводу приходят и другие люди, которые увидели, что возникает очень много логистических проблем в таких нестандартных ситуациях, как коронавирус. Поэтому многие начали искать возможности выполнять космические проекты, в частности, внутренними силами.

В Госкосмосе анонсировали запуск украинских ракет с воздуха уже через несколько лет. Возможно ли осуществить такой запуск в ближайшее время?

— В свое время еще Черчилль говорил, что главное — продвигаться от неудачи к неудаче без потери оптимизма. Поэтому я полагаю, что в наше время говорить о том, что возможно или невозможно, нужно крайне осторожно. Я не скажу, что это невозможно, но считаю, что для этого нужно, пожалуй, больше времени, чем отведено для Космического агентства и участников этого процесса. В принципе, это реально, и такие проекты наработаны уже много лет (речь идет о воздушном старте).

И как этот воздушный старт выглядит?

 — Физически это выглядит следующим образом: есть самолет-носитель типа Антонов (мы говорим о том проекте, который рассматривается у нас, в частности в Ассоциации — на базе самолета Ан-188), на который устанавливаются некоторые дополнения: монтируется контрольно-пусковая аппаратура и авиационная стартовая рама, размещаемая в фюзеляже, на которой располагают ракету-носитель. Вес должен быть до 350 килограммов, высота полета самолета — около 12 000 метров, на определенном уровне открывается люк, и эта ракета падает. Далее включается двигатель, выводящий эту ракету уже с высоты 12 000 метров на соответствующую орбиту. Однозначно это экономически невыгодное решение, однако для таких стран, как Украина, это, пожалуй, единственный возможный вариант, чтобы запускать ракеты своими силами.

— А собственный космодром под Херсоном, который анонсировали некоторые частные компании, у нас может появиться?

 — Здесь ответ пока однозначный: к сожалению, нет. Украина не обладает таким территориальным и пограничным ресурсом, чтобы разместить в пределах своей страны космодром. Поэтому мы должны искать нестандартные решения, и пока имеем воздушный старт (хотя тут тоже большие технологические проблемы, и это не всегда выгодное решение с экономической точки зрения). Буквально на днях вы могли наблюдать неудачный запуск аналогичного проекта компании Blue Origin.

Источник: nv.ua